Воспитание - одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле, воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Задачи воспитательного процесса:
- Интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления, памяти, внимания, умения оперировать гипотезами, овладения новыми навыками общения и самоанализа;
- Совершенствование психических процессов – самонаблюдение, самоанализ, самовоспитание, саморегуляция чувств, эмоций, развитие умения абстрактно мыслить, совершенствование стиля общения.
- Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.
- Совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении.
- Умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух».
- Развитие самотворчества в коллективе.
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.
Основные составляющие целенаправленной воспитательной деятельности:
Внеурочная учебная деятельность:
- предметные олимпиады,
- конкурсы, викторины,
- интеллектуальные марафоны,
- брейн-ринги,
- элективные курсы (по выбору),
- объединения дополнительного образования.
Внеучебная развивающая деятельность:
- летний лагерь на базе школы (июнь),
- летний лагерь дневного пребывания на базе отдыха "Талая"(июль-август),
- посещение театров, кинотеатров, спортивных мероприятий.
- систематическое проведение литературных чтений для всех уровней учащихся (1–4 классы, 5–6 классы, 7–8 классы).
Внутриклассная жизнь:
- cпособствует творческому развитию личности каждого учащегося,
- формирует классный коллектив и его традиции,
- cоздает возможность познавательной и интересной жизни для каждого ученика,
- cоздание ПОРТФОЛИО каждого ученика.
Организация коллективных творческих дел (КТД): способствует формированию единого школьного коллектива (День Знаний, Посвящение в первоклассники, Праздник Осеннего урожая, Новогодние праздники, концерты ко Дню учителя и женскому празднику Весны, КВН, Брейн-ринги, фестивали сказок, Масленица и т. д.).
Организация взаимоотношений в классном и школьном коллективе.
Организация самообслуживания в школе: Дежурство по классу, Дежурство по школе, проведение субботников.
Организация воспитательной деятельности классного руководителя: нравственное формирование личности, социализация личности, повышение уровня воспитанности ученика, которая основана на индивидуальном подходе к каждому ученику.